Страница 6

теристики, большей частью ориентированные на определение стои
мости использования, стоимости косвенного использования, а так
же альтернативной стоимости природных объектов. Данная группа
методов является наиболее проработанной и при их применении к
природным объектам требует лишь учета специфики данных объек

тов оценки. Например, посредством моделирования «суррогатных
рынков». К методам данной группы относятся:
! методы, основанные на затратном подходе (оценки по затратам
на перемещение, затратам на воссоздание или воспроизводст
во, оценка превентивных расходов, теневой проект);
! методы, основанные на доходном и сравнительном подходе
(оценки по рыночным ценам непосредственно используемых
или затрагиваемых товаров и услуг; оценки по доходу от земли
и инвестиционных проектов и по альтернативной стоимости);
! методы гедонистического ценообразования (методы оценки
природных благ по разнице в ценах на объекты недвижимости);
! Вторая группа методов ориентирована на получение объектив
ных стоимостных оценок таких благ, продуцируемых живой
природой, которые не поддаются измерению в стоимостных
показателях при применении традиционных процедур оцени
вания объектов, имеющих потребительскую или рыночную
стоимость. Эта группа методов используется для оценки рекре
ационных территорий и объединяет методы конструирования
рынка, к которым относятся:
” методы субъективной оценки стоимости;
” методы оценки транспортно=путевых затрат.
Методы конструирования рынка заключаются в выявлении потре
бительских предпочтений. Для этого применяется прием констру
ирования гипотетического рынка посредством определения готов
ности людей платить за чтолибо или их готовности принять ком
пенсацию за отказ от чеголибо.
Методы субъективной оценки стоимости (субъективных предпочте=
ний) включают две группы методов, основанных на выявлении:
! готовности людей платить за некое благо;
! готовности людей принять компенсацию за отказ от этого блага.
Методы субъективной оценки используется в тех случаях, когда
нет нормальных рынков оцениваемых объектов. Применяется стан
дартная технология опроса жителей местности, обладающей опреде
ленной экологической и эстетической ценностью или определенным
биологическим ресурсом. Выясняется желание людей платить за со
хранение данного блага или ресурса, например сохранение чистоты
окружающей природной среды, воздуха и т.д. Данная методология по
своей природе близка к маркетинговым исследованиям и построена
на теории оценки дополнительной выгоды потребителя. На Западе
данная методология довольно часто используется для оценки эффек

тивности принимаемых решений в сфере использования лесных зе
мель. В частности, она применяется для определения размера платы
за посещение уникальных объектов или территорий, имеющих рек
реационное значение, если существует возможность ограничения
доступа к оцениваемым объектам.
Метод заключается в определении гипотетических цен путем вы
яснения у индивидуумов явной оценки некого блага. Для этого ши
роко используются различного рода опросы населения. Организация
опросов включает прямые вопросы потребителям о готовности за
платить за экологические блага или получить компенсацию при по
тере благ. Например, выясняется, какую сумму готов человек запла
тить за посещение определенного места. Если доступ к оцениваемо
му месту ограничен и за его посещение уже установлена плата, то
выясняется, сколько человек готов заплатить дополнительно к уста
новленной плате. Эта величина и будет являться дополнительной
выгодой потребителя, то есть выгодой, которую он получил, не за
платив полную стоимость, определенную им самим. Сумма установ
ленной платы и дополнительной платы, определенной самим чело
веком будет отражать ценность данного объекта для индивидуума.
Соответственно, общая сумма платежей за доступ к оцениваемому
объекту, которые готовы заплатить все потенциальные посетители и
будет представлять его стоимостную оценку. Надежность результа
тов, полученных в результате данного метода зависит от информиро
ванности опрашиваемых, понимании выбора.
Считается, что вопросы о готовности получить компенсацию мо
гут дать более объективную оценку, исходя из психологических мо
тивов. Такая постановка вопросов больше применима при опросах
более бедного населения. Подчеркивается важность тщательной
проработки вопросов, их интерпретации, организации опросов. Ме
тод субъективных предпочтений крайне чувствителен к исходным
количественным данным. Итогом многолетних дискуссий по данно
му методу стал вывод о том, что при правильном использовании ре
зультаты оказываются вполне достоверными.
Одним из вариантов применения методов субъективной оценки
является выявление готовности людей платить только за знание того,
что данный объект существует, без увязки этой платы с возможно
стью посещения данного объекта или наблюдения за ним.
Метод транспортно=путевых затрат оценивает готовность платить
за экологические блага, находящиеся в определенном месте, исходя
из информации о расходах времени и денег, произведенных при по

сещении этого места. Метод состоит в определении расхода денеж