Страница 2

7000,0 0,38
Земельные ресурсы
Земельный налог
Арендная плата за землю
4830,4
4393,4
0,26
0,24
Плата за загрязнение природной среды 1613,2 0,09
Акциз на природный газ
Акциз на нефть и стабильный газовый
конденсат (переходящие платежи с
2001 г.)
134153,5
1580,0
7,3
0,08
Средства от вывозных таможенных
пошлин
147312,0 8,05
* В настоящее время данный платеж отменен.
1 Львов Д.С. Экономика развития — М.: «Экзамен», 2002, стр.153

идут начисления на социальные нужды и, в конечном счете, от фон
да оплаты труда зависит объем начисляемого НДС и т.д. На долю
трудовой составляющей приходится не менее 70% от общей величи
ны налоговых доходов (см. рис. 24). Таким образом, вклад рентной
составляющей во втором расчете оказывается в 6 раз меньше, чем
труда!
Формирование доходов на основе первичных
факторов производства
Рис. 23.
Формирование доходов на основе действующей
налоговой системы
Рис. 24.
Следовательно, фактор производства, вносящий наименьший
вклад в народнохозяйственную нераспределенную прибыль — труд —

несет на себе основную тяжесть бюджетной нагрузки, и должен обес
печить львиную долю бюджетных, т.е. общенациональных расходов!
Необходимо избавиться от искажающего влияния факторов произ
водства, учитываемых в налоговой системе. Резко завышая налого
вую нагрузку на труд, мы создаем дополнительные стимулы к сокра
щению рабочих мест, росту безработицы, примерно вдвое увеличи
ваем затраты на производство и цены на отечественную продукцию,
искусственно снижаем тем самым ее конкурентоспособность. В рам
ках такой налоговой системы никогда не будет ощутимого роста на
коплений.
22.2. Плата за землю
Плата за землю представляет собой общее название для всех ви
дов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной
собственности и иных вещных прав на землю. В настоящее время су
ществует три вида земельных платежей:
! земельный налог;
! арендная плата;
! плата за получение определенных прав на землю, например ее
приобретение в собственность, плата за получение права арен
ды, плата за получение права застройки.
Земельный налог
Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевла
дельцами и землепользователями (кроме арендаторов, которые упла
чивают арендную плату).
В Законе РФ «О плате за землю» устанавливается, что размер зе
мельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятель
ности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и
устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной
площади в расчете на год.
Налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается органами
законодательной (представительной) власти субъектов Российской
Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара паш
ни и кадастровой оценки угодий. Ставки земельного налога диффе
ренцируются по группам почв пашни, а также многолетних насажде
ний, сенокосов и пастбищ. Средний размер налога определяются за
коном РФ «О плате за землю» для каждого субъекта Российской
Федерации.
Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе
средних ставок, приведенных в законе о плате за землю. В свою оче

редь, органами местного самоуправления средние ставки дифферен
цируются по местоположению и зонам различной градостроитель
ной ценности территории. Границы зон определяются в соответст
вии с экономической оценкой территории и генеральными планами
городов.
К ставкам земельного налога, установленным для зон отдыха го
родов Москвы и СанктПетербурга, курортам Приморского края,
Кавказских Минеральных Вод, Черноморского побережья России,
Калининградского взморья и других курортных районов, применя
ются повышающие коэффициенты, также установленные в законе.
Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые
водой, вне населенных пунктов взимается с земель, предоставлен
ных для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, по
средним ставкам за сельскохозяйственные угодья административно
го района.
Налог за земли лесного фонда
Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесо
пользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатацион
ного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и
взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти
процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.
Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промыш=
ленности (включая карьеры и территории, нарушенные производст
венной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевиде
ния, информатики и космического обеспечения устанавливается в
размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установ
ленных для поселений численностью до 20 тысяч человек.
Арендная плата
Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю уста
навливаются договором. При аренде земель, находящихся в государ
ственной или муниципальной собственности, соответствующие ор
ганы исполнительной власти устанавливают базовые размеры аренд=
ной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в нату
ральной форме.
В разных городах существует разная система взимания арендной
платы за землю. Но наиболее эффективной является система, при