Страница 9

вора концессии на право добычи определенного количества полез
ных ископаемых на подготовленном к освоению месторождении при
оптимальной технологии его эксплуатации с заданными годовыми
уровнями добычи полезных ископаемых и предельно допустимыми
капитальными и эксплуатационными затратами.
Стоимость права или плата за подписание договора концессии
есть ни что иное как горная рента, определяемая как разница между
выручкой (по рыночным ценам) от добытых полезных ископаемых и
нормативными затратами, а также прибыли концессионера. Торги
на право получения договора концессии для добычи полезных иско
паемых выигрывает претендент, предложивший наибольшую сумму
ренты.
В договоре концессии устанавливается порядок и размер выплаты
ренты в виде разового платежа (бонуса) при подписании договора
или наступлением определенных событий (выхода на заданный уро
вень годовой добычи и т.п.) и регулярных (ежемесячных или квар
тальных) платежей, не зависящих от уровня добычи.
Описанный выше механизм не требует какихлибо значительных
изменений действующего законодательства. Достаточно принятия
главы налогового кодекса по специальному налоговому режиму при
исполнении договоров концессии.

Пути решения проблемы изъятия ренты в лесном секторе эконо
мики те же, что и в недропользовании. Они заключаются в макси
мальном развитии конкурсных процедур передачи лесных ресурсов в
пользование на основе договорных отношений. Лесные аукционы,
которые уже хорошо зарекомендовали себя, должны быть внедрены
во всех субъектах Российской Федерации.
Применительно к земле также существует много способов изъя
тия ренты в доход государства. Они заключаются либо в установле
нии земельных платежей в процентах от ее рыночной стоимости, ли
бо в виде доли от дохода, определяемого по разнице в цене реализа
ции продукции и нормативно установленными издержками, либо
непосредственно на торгах при продаже свободных земельных участ
ков или прав пользования ими.
Чтобы знать рыночную цену земли, нужен ее рынок. Но что такое
рынок земли? Это не просто свободный оборот товара. А оборот, ко
торый ограничен строжайшими рамками. Нигде в мире земля не
продается на условиях ее свободного, ни от кого независящего ис
пользования. Продается ограниченный набор прав, разрешающих
делать строго определенные вещи. Ограничения, которые устанав
ливаются, имеют, прежде всего, социальный, нравственный, этиче
ский характер. Единственную цель, которую преследуют эти ограни
чения — защита системы ценностей, являющихся наиболее важны
ми в глазах того сообщества, где эта земля продается. По сути,
государство, устанавливая эти ограничения и диктуя жесткие усло
вия землепользования, выступает в роли верховного (титульного)
собственника земли как природного ресурса, наделяя отдельными
правами всех остальных членов своего общества, исходя из приори
тета общественных интересов, а не интересов отдельных лиц. Собст
венники земельных участков владеют, пользуются и распоряжаются
ими, но на строго определенных обществом условиях, отдавая часть
ренты в виде налогов в доход общества. Это всеобщий принцип, ис
пользуемый во многих странах (Англия, Германия, США).
Долги в обмен на природу
Наличие крупнейших в мире площадей с малонарушенными есте
ственными экосистемами и резервов ассимиляционного потенциала
создают для России уникальные условия для сочетания внешних и
внутренних источников роста доходов государства за счет развития и
реализации на международном уровне механизма «обмена долгов на
природу». Механизм заключается в том, что внешние долги государ

ства погашаются его внутренними затратами на природоохранные
мероприятия. Такой механизм уже используется в некоторых постсо
циалистических и развивающихся странах, например, в Польше и
Колумбии. Польша, в частности, покрывает за счет вложения своих
средств в охрану природы 10% долга Финляндии и 1% долга Фран
ции. Россия пока в таком механизме не участвует, хотя он мог бы спо
собствовать финансовой поддержке региональных программ по со
хранению природы, перепрофилированию предприятий, наносящих
ущерб здоровью населения и уникальным природным объектам.
Механизм «долги в обмен на природу» имеет ряд выгод для Рос
сии, наиболее значимыми из которых являются положительное воз
действие на состояние окружающей среды, снижение бремени
внешнего долга, устранение оттока капитала из страны и, наконец,
возможность установления выгодных условий реструктуризации
внешних долгов западным кредиторам. Таким образом, механизм
«долги в обмен на природу» сокращает вынужденные неэффектив
ные для социальноэкономического развития страны расходы бюд
жета, что косвенно свидетельствует о росте реальных доходов госу
дарства.
Направления расходования рентных платежей.
На первом этапе перехода к рентному налогообложению поста
новка в качестве отдельной задачи вопроса обоснования направле
ний использования рентных платежей представляется неактуальной,
так как трудно ожидать, что в результате этого перехода доходы бюд
жета превысят потенциальные расходы бюджета. Правильнее гово
рить о принципах построения расходной части бюджета, в которой