Страница 7

27.11.95 г. № 1176.
В практике оценочных работ данное постановление применяется
в случае изъятия для государственных и муниципальных нужд зе
мельных участков у собственников, землевладельцев и землепользо
вателей, а также при застройке сельскохозяйственных угодий. В пер

вом случае оценивается объем компенсаций физическим и юридиче
ским лицам в связи с вынужденной потерей их имущества. Во
втором случае определяется плата за перевод земель из сельскохо
зяйственных угодий в другой вид землепользования.
Нормативы стоимости освоения новых земель в настоящее время
довольно широко применяются в документах, регламентирующих
порядок оценки экологического ущерба. В частности, они использу
ются в «Порядке определения размеров ущерба от загрязнения зе
мель химическими веществами» и в «Методике определения разме
ров ущерба от деградации почв и земель».
Потери сельскохозяйственного производства возмещаются орга
нам местного самоуправления посредством перечисления средств в
соответствующий бюджет.
22.7. Концепция эффективного использования природно=ресурс=
ного потенциала страны
Рента как условие экономического роста.
Основным источником богатства нашей страны является природ
ная рента. Именно она формирует основные потоки дохода и на се
годняшний момент является одним из главных реальных источников
роста экономики России.
Рента по своему происхождению принадлежит обществу, тем лю
дям, которые живут на этой земле и создают государство. Она не со
здана теми, кто извлекает из нее доходы, поэтому рента должна рас
пределяться на всех, а не на личное потребление отдельных людей,
которые нашли способы ее присвоить.
Но тут возникает два вопроса:
! как выделить ренту, измерить ее величину;
! что с ней делать, после того как она будет получена?
Оценка ренты не отделима от механизма формирования рыноч
ных цен. Измерить или оценить ее можно только в условиях рыноч
ного оборота и свободной конкуренции за право доступа к природ
ным ресурсам, к доходам, которые возникают от их эксплуатации.
Тогда величина ренты будет определяться рыночными ценами полу
чения прав на пользование природными ресурсами, а не назначаться
по чьемуто произволу в виде тех или иных природноресурсных
платежей.
Основным условием измерения ренты и, соответственно, ее полу
чения в доход общества является рынок, причем рынок, основанный

на механизмах свободного и равноправного доступа к правам на ре
сурсы.
Вторым условием ее измерения, но не простого измерения, а в
определенных государственных целях, например, назначения ставок
платежей, включая и земельные платежи, является механизм получе
ния информации о ценах. Для этих целей необходим механизм сле
жения за рыночными ценами и получения их государственными
структурами — мониторинг рыночных цен. Без такого мониторинга
любые работы по назначению оценок природных ресурсов, включая
и кадастровые оценки, бессмысленны. Обеспечить мониторинг ры
ночных цен может институт независимой оценки. Во всех странах та
кой институт существует. У нас он находится в начальной стадии
формирования.
Основная проблема оценки величины ренты заключается в ее
большой неопределенности, зависящей от цены. Эта проблема мо
жет быть снята созданием института договорных отношений, когда
одним из условий договора является условие изменения платы в за
висимости от изменения внутренних и внешних факторов (ценовых
пропорций, инфраструктуры и т.д.). Создание такого договора — де
ло юридической техники, которая уже реально существует. Только в
этом долгосрочном договоре может быть выявлена рыночная цена.
Без этого соглашения не может быть оценки.
Оценив ренту, можно перейти к созданию механизма установле
ния платежей на ее основе. Тут тоже не может быть однозначных ре
шений. Способов установления платежей много и в каждом конк
ретном случае с каждым природным ресурсом надо создавать свои,
приемлемые, но главное, прозрачные институциональные правила
(цена на торгах, процент от рыночной стоимости, доля дохода и т.д.).
Введение рентных платежей на основные виды природных ресур
сов — полезные ископаемые, лес, землю может помочь решить ос
новные проблемы стратегического развития страны, включая «утеч
ку» капитала за рубеж и снижение деловой активности путем посте
пенного «сдвига» налогооблагаемой базы от труда и капитала к
природным ресурсам.
Для того чтобы сделать природную ренту реальным условием эко
номического роста, необходимо решить три вопроса:
! обеспечить преимущественно федеральную собственность на
основные природные ресурсы, причем с созданием механизма
эффективного осуществления государством полномочий соб

ственника, включая охрану, эффективное управление и распо
ряжение;
! выработать правовые и организационные механизмы опреде
ления и изъятия природноресурсной ренты;
! разработать механизм постепенной замены налогов рентными
платежами.
Для решения первого вопроса необходимо в законодательном по
рядке определить, что рента, или сверхприбыль от использования
природных ресурсов, является общественным достоянием.
Решение второго вопроса связано с переходом от административ
ных к договорным формам предоставления прав на использование