Страница 3

II Проведение экологического аудита и лабораторных
анализов почвы, подземных и поверхностных вод,
материалов, строений, рекомендации по устранению
ущерба, расчет затрат.
III Устранение экологического вреда (ущерба).

нефти, которая разработана в целях содействия местным органам
власти при предъявлении иска. Хотя применение данной методики
не обязательно, но оно является достаточным в случае судебного ис
ка о компенсации ущерба. Согласно данной методике расчет эконо
мических потерь производится по четырем видам деятельности: охо
та, рыболовство, рекреация, наблюдения за птицами.
При хранении отходов размер финансовой ответственности за
ущерб определяется по следующим параметрам.
1. Вывоз и обработка отходов и почвы. Затраты на вывоз и обра
ботку отходов и почвы зависят от общего количества отходов (обра
батываемых, хранящихся в емкостях, транспортируемых); от вариан
та хранения отходов (поверхностные емкости или подземные); от до
ли отходов, попадающих в окружающую среду; от дальности
перевозки.
2. Перенос источника подземного водоснабжения. Капитальные
затраты на перенос источника зависят от расстояния до ближайшего
источника питьевой воды, мощности пласта подземного источника
воды, скорости подземной воды.
3. Изоляция поверхности. Расходы определяются удельными за
тратами на изоляцию поверхности отвала и площадью отвала.
4. Ущерб жизни и здоровью. Размер ущерба определяется сред
ним размером претензии одного человека в связи с заболеванием,
медицинскими расходами и потенциальным количеством пострадав
шего населения.
5. Дополнительные расходы потребителей на воду.
6. Ущерб имуществу. Данный вид ущерба связан со степенью
обесценения недвижимости, ценой земли, площади возможного за
грязнения.
7. Ущерб природным ресурсам. Данный вид ущерба определяется
площадью загрязненных поверхностных вод, удельными затратами
на очистку загрязненных ресурсов и стоимостью погибшей рыбы.
Экономические оценки ущерба природным ресурсам и финансо
вые требования возмещения ущерба зависят от фактора времени и
фактора неопределенности. В связи с этим представляет интерес до
кумент, разъясняющий методы дисконтирования и учета неопреде
ленности при расчетах прошлого экологического ущерба. Предлага
ются ставки дисконтирования для каждой составляющей финансо
вых претензий по ущербу природным ресурсам. При оценке
стоимости выбывших экологических услуг и экологических функ
ций экосистем и расчете размера компенсационных затрат (затрат на

проведение мероприятий, направленных на компенсацию причи
ненного вреда) в качестве ставки дисконтирования рекомендуется
использовать ставку потребительских предпочтений во времени (об
щественную норму временного предпочтения). Сделан вывод, что
3% является разумным приближением к общественной норме вре
менного предпочтения и, что эта величина может использоваться
для дисконтирования социальных затрат и выгод. Для целей дискон
тирования срочных расходов на восстановление, на очистку загряз
нения, расходов по оценке ущерба рекомендуется пользоваться теку
щими нормами процентов по ценным бумагам Министерства фи
нансов с наступившим сроком платежа.
21.3. Общие правовые и экономические принципы возмещения
вреда и ущерба, установленные в отечественном законода=
тельстве
В нашей стране оценка и возмещение вреда/ущерба, причинен
ного окружающей природной среде, природным ресурсам, здоровью
населения, а также различным субъектам правовых отношений и хо
зяйственной деятельности регламентируется обширным перечнем
нормативнометодических документов, утвержденных на федераль
ном и на региональном уровнях. На федеральном уровне в настоя
щее время насчитывается около 70 нормативных документов, уста
навливающих и (или) разъясняющих различные аспекты деятель
ности в данном направлении.
Документы регионального уровня, то есть утвержденные органа
ми власти субъектов федерации, либо восполняют пробелы в норма
тивных методах оценки ущерба тем или иным компонентам природ
ной среды, либо являются развитием документов, имеющих феде
ральный статус, с учетом местных особенностей.
Большая часть этих документов включает вопросы стоимостной
оценки размеров ущерба, порядка его компенсации, а также полно
мочий должностных лиц и государственных органов в данной сфере
деятельности.
Несмотря на столь обширный перечень нормативных и методиче
ских документов, и длительную практику расчета размера исковых
претензий за нарушение природоохранного законодательства, поня
тие собственно «экологического ущерба», то есть ущерба, причинен
ного природной среде и здоровью населения практически нигде од
нозначно не раскрыто.

Термины «ущерб» и «вред», используемые в законодательных ак
тах, регулирующих природопользование и охрану окружающей при
родной среды, и термины «ущерб» и «вред», применяемые в граж
данском праве, могут иметь различное правовое содержание: в при
родоохранных актах указанные термины могут применяться в
смысле негативного воздействия на природу.
В гражданскоправовом смысле понятия «вред» и «ущерб» приме
нимы к окружающей среде в контексте возмещения вреда / ущерба,
причиненного природе в результате хозяйственной или иной де