Страница 8

рекультивацией земель и невыполнением лесовосстановительных
мероприятий. Вид нарушения, за которое подлежит выплата неус
тойки, может быть не связан с уничтожением или гибелью древосто
ев. Например, в случаях уничтожения верхнего плодородного слоя
почвы в лесах при проведении заготовки и трелевки древесины уста
навливается неустойка в 0,12 ставки лесных податей за 1 куб. метр
древесины главной породы за каждый квадратный метр площади, на
которой содран или уничтожен верхний плодородный слой почвы.
Кроме неустоек, при оценке ущерба, причиненного уничтожени
ем или повреждением лесных экосистем в случаях нарушения лесно
го законодательства, органами лесного хозяйства применяются так=
сы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лес
ному хозяйству. Эти же таксы применяются органами охраны
природы при повреждении растительности в аварийных случаях и
случаях нарушения природоохранного законодательства. Использо
вание лесных такс для оценки экологического ущерба обусловлено
отсутствием утвержденных методических документов по оценке вре
да, причиняемого лесной и иной растительности. Фактически это
означает использование нормативного подхода, приводящего к по
лучению необъективных стоимостных показателей.
Показатели, используемые для оценки ущерба, вызываемого неза=
конным уничтожением и добычей отдельных экземпляров животных и
растений, обычно привязаны к фиксированной величине минималь
ного размера оплаты труда. Они устанавливаются на федеральном
уровне в виде такс за незаконное добывание и уничтожение объектов
животного и растительного мира. Такая процедура оценки объектов
животного и растительного мира, с одной стороны, значительно об
легчает использование административных мер воздействия на нару
шителей природоохранного законодательства, но, с другой стороны,

приводит к невозможности получения объективных значений ущер
ба в случаях, когда необходимо рассчитать его реальную величину.
Например, расчет компенсационных платежей в возмещение ущер
ба, вызываемого уничтожением среды обитания животных (за иск
лючением водных), проводимый по действующим таксам, приводит
к получению крайне низких значений.
Оценка ущерба от загрязнения поверхностных водных объектов и
воздушного бассейна проводится посредством применения повы
шающего коэффициента к установленным в законодательном по
рядке ставкам платы за загрязнение природной среды. Ущерб счита
ется причиненным в случае превышения установленных лимитов
сбросов и выбросов вредных веществ и рассчитывается исходя из 5 
кратного увеличения базовой ставки платы за загрязнение в пределах
лимитов. Основным документом, устанавливающим возможность
применения ставок платы за загрязнение окружающей среды, и в
первую очередь за сбросы вредных веществ в водные объекты и за
выбросы загрязняющих веществ в атмосферу являются Инструктив
нометодические указания по взиманию платы за загрязнение окру
жающей природной среды (утверждены Минприроды России
24.03.93 № 190). Ставки платы установлены постановлением Прави
тельства Российской Федерации от 28.08.92 г. № 632. «Об утвержде
нии Порядка определения платы и ее предельных размеров за загряз
нение окружающей природной сред, размещение отходов, другие ви
ды вредного воздействия».
Данные документы до настоящего времени повсеместно приме
нялись для оценки ущерба, причиненного не только водным объек
там и атмосферному воздуху, но и ущерба от загрязнения земель неф
тью. Такое размещение рассматривалось как несанкционированное
размещение отходов.
Пример расчета ущерба от загрязнения водного объекта нефтью в
составе сточных вод, произведенный согласно Инструктивно=методиче=
ским указаниям
Произошел несанкционированный сброс нефтепродуктов в со
ставе сточных вод. Концентрация нефтепродуктов в сточных водах
составляет 15 мг/л. Масса сброшенных нефтепродуктов составляет
0,35 тонн.
Расчет размера ущерба производится по формуле:
Псл.вод = 5 ? Сл.вод (Мвод — Мл.вод) ? Кинд,

где:
Псл.вод — плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ
(руб.);
Сл.вод — плата за сброс 1 т загрязняющего вещества в пределах ус
тановленного лимита (руб.);
Мвод — фактическая масса сброса (т);
Мл.вод — масса сброса загрязняющего вещества в пределах уста
новленного лимита (т);
5 — повышающий коэффициент за сверхлимитный сброс загряз
няющих веществ;
К инд — коэффициент индексации цен;
Концентрация нефтепродуктов в воде водоема должна не превы
шать 0,005 мг/л, значит Мл.вод = 0, так как данный сброс несанкци
онирован и лимиты на сброс нефтепродукты предприятию не уста
новлены.
Сл.вод = Нбл.вод ? Кэ.вод,
где: Нбл.вод — базовый норматив платы за сброс 1 т загрязнений;
Нбл.вод = 4,4 руб. согласно таблицы 2 документа «Базовые норма
тивы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружаю
щую природную среду и размещение отходов»,утвержденных Минп
рироды России от 27.11.92 г].
Кэ.вод — коэффициент экологической ситуации водного объекта
(Кэ.вод = 1,16 – 1,41 для Москвы и Московской области);
111 — коэффициент индексации.
Сл.вод = 4,4 ? 1,41 = 6,2 руб./т
Сумма ущерба составит:
П = 5 ? 6,2 ? 0,35 ? 111 = 1205 руб.
Однако в настоящее время изза правовой коллизии, отменяю