Страница 9

этих кольцах отличаются по капитальности сооружений, но никак не по их потребитель-
ским качествам и полезности. Более того, они практически неизменны и пересчитывают-
ся лишь по индексам инфляции, опять же утверждаемым административным путем.
В городе с рыночной экономикой цены на землю и ее улучшения, как правило, пада-
ют по мере продвижения к окраинам и могут меняться в зависимости от многих факто-
ров, главным их которых является спрос и предложение. Исходя из этого, в таких горо-
дах меняющиеся цены на землю являются большим стимулом для повторного использо-
вания уже занятой земли, расположенной во внутренних кольцах, в тех случаях, когда
уровень ее использования далек от оптимального экономического варианта. В России же
при административно-командной системе и отсутствии рыночных цен на землю не было
никакого стимула для перестройки уже застроенных районов. Однажды выделенная зем-
ля практически никогда не использовалась вторично. В отсутствие ценовых факторов с
административной точки зрения было куда проще удовлетворять растущие потребности
в земле, выделяя участки на периферии, чем повторно застраивать хорошо расположен-
ные, но нерационально используемые участки. Яркой иллюстрацией такой практики мо-
жет служить поразительно сохраняющееся однообразие в застройке каждого следующего

кольца Москвы и Санкт-Петербурга. Двигаясь от центра города к периферии, можно по-
следовательно проехать сталинское, хрущевское и брежневское кольца.
В результате социалистического способа землепользования появились внушительные
участки пустырей, или < ="">, т.е. районы, которые сочетают низкий уровень
активности с большим загрязнением окружающей земли. В связи с этим советская адми-
нистративно-командная система изобрела способ градостроительства, сочетавший две
черты, характерные для малоэффективного землепользования в крупных масштабах, при
котором пустыри занимают значительную часть общей территории, а население, в ос-
новном, живет на окраинах, причем плотность его возрастает от центра с его историче-
ски низкой плотностью к периферии.
Эта тенденция ведет к увеличению транспортных расходов и загрязнению окружаю-
щей среды, требуя большего расхода энергии, не давая взамен таких благ как больший
участок земли или лучшие экономические условия, что в странах с рыночной экономи-
кой является разумной компенсацией за отдаленность расположения.
Отказ от повторного использования земли, занятой устаревшими убыточными пред-
приятиями, приводит к ряду последствий в пространственной ориентации города: раз-
мещенные близко к центру индустриальные пояса, общая большая площадь под про-
мышленными постройками, небольшое количество рабочих мест в этих индустриальных
поясах, и деление земли на небольшие участки густой сетью железных дорог [19,34].
Данное обстоятельство привело к тому, что, как правило, российские города окружены
старыми индустриальными поясами. Сооруженные в 30-50-х годах нынешнего столетия,
эти пояса до сих пор занимают площади в 4-8 км от центра. В частности, из-за отсутствия
перераспределения земли в Санкт-Петербурге сложилась непропорционально большая
площадь промышленных зон, экологически грязным капканом охватившем изумитель-
ную по красоте историческую часть города. Их площадь составляет более 30% площади
жилой застройки. Обидно то, что на дорогой земле не так далеко от центра расположены
вредные экологически и часто экономически абсолютно нерентабельные предприятия.
Эти предприятия не только приносят вред окружающей среде, но и, как вампиры, выса-
сывают из недр инфраструктуры города газ, воду, электроэнергию, сливая обратно почти
все металлы периодической таблицы Менделеева. В дополнение ко всему, они перегру-
жают транспортную сеть тяжелыми грузовыми транспортными средствами, разбиваю-
щими дороги и создающими тяжелый смог в городе. Для сравнения в Париже, Сеуле,
Гонконге доля промышленных зон составляет немногим более 5%.
Специфика городской земли очевидна. Ее нельзя рассматривать просто как часть
территории со всеми вытекающими из такого подхода характеристиками. Земля в Санкт-

Петербурге - это часть исторически сложившейся городской среды жизнедеятельности
человека с ее хорошо известными уникальными свойствами и особенностями. Санкт-
Петербургская земля (около 140 000 га) - это и единственный природный ресурс, имею-
щийся в распоряжении города, фундамент нашего общего дома, огромный капитал, соз-
данный трудом многих поколений. Капитал не только и не столько материальный и фи-
нансовый, способный, как и всякий капитал приносить доход, но и капитал историче-
ский, духовная память поколений, материальное воплощение нашей многовековой куль-
туры. Нельзя забывать и о сложнейшей системе обеспечения города - инженерной ин-
фраструктуре города, уличной и дорожной сети, системе общественного транспорта и
коммуникаций, на создание и воспроизводство которых и ранее и сейчас расходуются
огромные средства - почти половина городского бюджета. И, наконец, необходимо осоз-
навать, что на этой земле находятся здания и сооружения (более 5000 объектов), имею-
щие порой уникальную историческую ценность, которые, к сожалению, находятся все